18.06.2020
Посещение детского сада — это отличная возможность
дошкольного обучения и развития навыков социализации у детей,
а также помощь родителям в их воспитании. Однако, если возникает
длительный перерыв в посещении сада (болезнь, отъезд, каникулы и т. д.),
то возвращение туда для ребенка может стать действительно стрессовым, ведь
адаптивные возможности детей в дошкольном возрасте достаточно ограничены.
Чтобы избежать психологических осложнений
и обеспечить максимально комфортную адаптацию, необходимо постепенное
возвращение ребенка из семьи в дошкольное учреждение: ниже
представлено несколько рекомендаций для педагогов.
Причины
дискомфорта у ребенка
Когда ребенок уже успел отвыкнуть
от режима и обстановки детского сада, возвращение обратно вызывает
у него внутреннее напряжение, и ему приходится адаптироваться
вновь. Причины
стресса могут быть разнообразными:
маленький
возраст
смена
режима дня
наличие
собственных привычек, не вписывающихся в ритм детского сада
недостаточные
социальные навыки
иная
сформированность игровой и обучающей деятельности
малое
количество общения с незнакомыми людьми
вопросы
культуры, гигиены и так далее
Для того, чтобы помочь ребенку как можно
скорее привыкнуть к новому ритму жизни, необходимо грамотно действовать
и педагогам, и родителям: учитывать психологию ребенка, его особенности
и индивидуальные эмоциональные установки.
Рекомендации педагогам
Педагог детского
сада — это воспитатель, который контактирует с ребенком от 9
до 12 часов ежедневно, и тем самым играет огромную роль
в процессе адаптации. Ниже для сотрудников детских учреждений собрано
несколько рекомендаций с информацией о том, как помочь детям легко
адаптироваться к детскому сада после большого перерыва.
Принципы
воспитания
Одна из причин
детского стресса при возвращении в детский сад — это недостаток
внимания. За время отсутствия ребенок привыкает, что
он у родителей один, и все внимание достается ему.
В группе же такого не происходит, и могут начаться
переживания из-за этого: очень важно сформировать в группе коллективное
сознание, чтобы ребенок не чувствовал себя покинутым,
а наоборот — понимал, что он часть чего-то большего.
Для комфортного пребывания детей в группе детского
сада и формирования коллективного мышления, обязательно наличие
дисциплины — четко выработанного порядка действий в рамках созданных
условий. Вопросы дисциплины
Одно из главных правил хорошей
дисциплины — это отсутствие у детей ощущения стесненности
и ущемленности их желаний. Выработанный порядок должен восприниматься
ими как само собой разумеющееся, иначе высок риск повышения уровня
психологического напряжения.
Способы
формирования дисциплины в группе:
Постоянное общение как с коллективом, так
и с каждым отдельным ребенком
Постоянное
общение как с коллективом, так и с каждым отдельным ребенком.
Воспитатель должен постоянно объяснять ребенку то, что ему непонятно,
рассказывать о последствиях определенного поведения, слушать мнение самого
ребенка и отвечать на его вопросы. Так формируется осознанность:
дошкольник уже вполне может понимать, как следует себя вести, чтобы ему
и другим было комфортно.
2
Игры
Очень
важно их разнообразие и присутствие воспитательного аспекта: ребенку
будет интересно участие, и, в то же время, он будет узнавать
что-то новое. Постоянное поддержание интереса позволяет снизить негативные
проявления адаптационного периода.
Строгий
распорядок дня вырабатывает у детей умение сосредоточиться
на определенном занятии и чувство временных рамок, что очень важно
для быстрой адаптации, а также правильного роста и развития.
4
Занятия
Дошкольники
уже подготавливаются к переходу в более старшую возрастную группу,
поэтому для них будет полезным вводить дополнительное обучение. В нем
должны оставаться определенные игровые элементы, но это уже должны быть
полноценные занятия, которые будут интересны детям и позволят
им расширять свой кругозор.
Один из лучших способов
поддержания дисциплины в группе — это постоянная заинтересованность
детей в предстоящих занятиях и событиях.
Педагоги должны сделать все возможное, чтобы созданный порядок вызывал
у детей позитивные ассоциации, и тогда проблем с его сохранением
не возникнет. Рекомендации родителям
Для
того, чтобы помочь своему ребенку быстро привыкнуть к детскому саду,
родители могут совершать следующие действия:
1
Проявлять
интерес к тому, чем ребенок занят в детском саду (это поможет связать
у него в голове дом и детский сад, и ему будет легче менять
обстановку).
2
Попробовать
поиграть в детский сад дома, чтобы создать позитивные ассоциации.
3
Чаще
гулять с ребенком и проводить время на площадках,
в песочницах и с другими детьми. Такое времяпровождение наиболее
близко к прогулкам в детском саду, и привычная обстановка пойдет
ребенку на пользу.
4
Поощрять
общение и дружеское обращение ребенка со сверстниками.
5
Следить
за формированием привычек ребенка, связанных с личной гигиеной
и самообслуживанием. Умение самому поддерживать себя в чистоте
и комфорте также снизит уровень стресса.
Необходимо понимать, что
в вопросе детского психологического состояния родители играют
первостепенную роль, даже если большую часть дня ребенок проводит
с воспитателем. Без грамотного родительского участия детям всегда будет
сложнее, поэтому не следует
воспринимать детский сад как первичный инструмент воспитания: он является скорее вспомогательным, т. к. более
значительную часть влияния ребенок получает в домашних условиях.
Возможные ошибки родителей
Иногда сложная адаптация ребенка при возвращении в детский
сад может быть следствием ошибок, которые непреднамеренно допускают родители
в ходе воспитания. К таким ошибкам могут
относиться следующие действия:
Нарушение систематичности.
Например, нерегулярное посещение сада после возвращения
из большого перерыва. Не следует пропускать посещения без
уважительной причины: дисциплина у ребенка будет снижена, и процесс
адаптации может затянуться или даже не наладиться совсем (для ребенка
будет стрессом поход в детский сад, если он знает, что мама вполне
могла бы и оставить его дома — просто не захотела).
Внезапное исчезновение при прощании с ребенком утром
в саду (особенно актуально для детей младшего дошкольного
возраста).
Для того, чтобы снизить уровень стресса, маме не следует пытаться отвлечь
ребенка и уйти незаметно, пока тот не видит — это формирует
эмоцию недоверия к родителям. Гораздо более действенным будет придумать
своеобразный ритуал прощания.
Несоответствие режима дня и питания дома и в детском
саду.
Если дома сильно нарушен стандартный детский режим, то при возвращении
в сад ребенку будет сложно не только на психологическом уровне,
но и на физическом: организм будет перестраиваться, что увеличит
количество стресса.
В любом случае процесс психологической адаптации при возвращении в детский сад для каждого ребенка индивидуален. Родителям следует помнить об этом и учитывать психологию собственного ребенка, чтобы максимально помочь ему и облегчить стресс. Педагогам же необходимо не только работать с детьми в рамках группы, но и стараться уделить внимание каждому ребенку: услышать его, понять и подбодрить.