ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете
Заведующий
Протокол № ____ от «___»_____20___ г. МАДОУ «Детский сад №5»
________Л.В.Лищинская
Приказ №____ от _______202__г.
Положение
об организации развивающей предметно-пространственной среды
в МАДОУ «Детский сад №5»
1. Общие положения
1.1.Настоящее
Положение
об
организации
развивающей
предметнопространственной среды в МАДОУ «Детский сад №5» (далее – ДОУ) разработано в
соответствии:
- с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г.
№ 273-ФЗ;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Приказом Минпросвещения РФ от 31июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ (группы, участка) и
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их
здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы, участка)
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых
(в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности детей, а также возможности для уединения.
2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (дошкольной группы,
участка) должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе ДОУ;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ (группы) должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ
(далее – Программа).
Образовательное пространство ДОУ (группы, участка) должно быть оснащено
средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём
(в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе,
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметовзаместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в ДОУ (группе) различных пространств
(для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр,
игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую
сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений ДОУ, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
посещающих ДОУ (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
3.Формирование предметно-пространственной среды ДОУ
3.1. ДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой программы.