Учебный план МАДОУ №5 «Сказка» 1. Пояснительная записка Учебный план МАДОУ №5 «Сказка» в соответствии со ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ» является документом, определяющим перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения модулей, видов деятельности. Принимая во внимание специфику дошкольного образования, данный документ определяет объем времени, отведенного на организацию непосредственно образовательной деятельности в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений. Нормативные правовые акты, с учетом которых разработан учебный план: - Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 -ФЗ - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; - Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847); Особенности структурных частей учебного плана: обязательная часть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает реализацию парциальных программ: образовательная программа для детей дошкольного возраста «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина; образовательная программа «Ладушки», под ред. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева; образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева, О.В. Закревская. Данная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. 2. Общая характеристика учебного плана Учебный план МАДОУ №5 «Сказка» позволяет обеспечить развитие воспитанников в разных видах деятельности, реализовать задачи образовательных областей ФОП и ФГОС ДО для достижения заявленных целевых ориентиров и планируемых результатов. При разработке учебного плана учтены возрастные особенности детей, выделено учебное время на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме не более 40% от общего объема образовательной деятельности, для реализации обязательной части образовательной программы отведено не менее 60% учебного времени. Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности (непрерывной образовательной деятельности) устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13): Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: для детей от 1,6 года до 3х лет – не более 10 минут, для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. В середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки, динамические паузы, двигательные разминки. При необходимости предусматриваются перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми раннего и старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна (с детьми раннего возраста допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки). Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. В структуре учебного плана выделена обязательная часть и часть формируемая участниками образовательных отношений с учетом возрастных возможностей и индивидуальных потребностей детей, которые конкретизируются в расписаниях занятий каждой возрастной группы. Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования, и предполагает комплексный подход, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях за счет организации разнообразных видов детской деятельности. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего объема, отводимого на освоение детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие), видах деятельности и культурных практиках, используются разнообразные методики, формы организации образовательной деятельности и технологии с учетом индивидуальных особенностей детей и возможностей учреждения. В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, учебный план обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях (модулях): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и реализуется через девять видов деятельности: игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями). В образовательных модулях указан основной вид деятельности, при этом педагогу можно использовать разнообразные виды деятельности в качестве дополнения и/или повышения эффективности: - Познавательное развитие: познавательно-исследовательская деятельность - Речевое развитие: речевая и коммуникативная деятельность - Физическая развитие: двигательная деятельность - Художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование), музыкальная деятельность - Социально-коммуникативное развитие: игровая, коммуникативная, речевая. В учебном плане предложено распределение основных видов деятельности, которые могут быть реализованы через предусмотренные основной образовательной программой формы организации деятельности, в том числе комплексные и/или интегрированные занятия/образовательные предложения, образовательные ситуации, «занимательное дело» и др. В учебном плане формы объединены понятием «период образовательной деятельности». В этом случае (в соответствии СанПиН 2.1.3678-20) максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня: - в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, - в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В группах раннего возраста – в первую половину дня 10 минут и во вторую половину дня по 10 минут. В группах старшего дошкольного возраста также возможно проведение занятий во второй половине дня, продолжительность 25-30 минут (эти занятия могут быть дополнительными или коррекционно-развивающими). В группах и компенсирующей направленности в рамках организации коррекционно-развивающей деятельности проводятся специальные занятия при реализации образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и «Социальнокоммуникативное развитие». Количество коррекционно-развивающих занятий определяется с учетом возрастной группы и конкретных образовательных потребностей детей. Учебный план реализации Образовательной программы МАДОУ №5 «СКАЗКА» № ранний возраст 1. Образовательная в в в нед мес год область елю яц 1.1 Познавательное 12 108 3 развитие 1.2 Речевое 1 4 36 развитие еже еже еже Чтение художественной дне дне дне вно вно вно литературы 1.3 1.4 младшая средняя в нед елю 3 в мес яц 12 в год в нед елю 108 3 1 4 36 еже дне вно еже дне вно старшая в мес яц 12 в год 1 еже дне вно еже дне вно подготовительная речевая в в в год нед мес елю яц 4 16 144 в мес яц 12 в год 108 в нед елю 3 4 36 2 8 72 3 12 еже дне вно еже дне вно еже дне вно еже дне вно еже дне вно еже дне вно 144 5 20 180 4 16 108 подготовительная разновозрастная в нед елю 4 в мес яц 16 в год 2 8 еже дне вно еже дне вно 144 5 20 180 4-5 16-20 144-180 108 144 в нед елю 3-4 в мес яц 12-16 в год 108-144 72 1-2 4-8 36-72 Художественноэстетическое направление развития Музыка 4 16 144 4 16 144 4 еже дн е вно 16 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 Рисование 1 4 36 1 4 36 1 4 36 2 8 72 1 4 36 2 8 72 2 8 72 Лепка, аппликация, ручной труд Физическое направление 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 0,5/0,5 4 36 1 4 36 1 4 16 2 8 72 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 3 12 108 Физическая культура в помещении Физическая культура на прогулке Итого: 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 2 8 72 - - - 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 1 4 36 10 40 360 11 44 396 11 44 396 13 52 468 14 56 504 14 56 504 11-14 44-56 396504 Нагрузка в неделю 1ч 40 мин 2ч 45 мин 3ч 40 мин 5 ч 25 мин 7ч еже дне вно 7ч еже дне вно еже дне вно 3 ч 40 мин -7 ч еже дне вно еже дне вно